Министерство транспорта Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Омский государственный университет путей сообщения

ОмГУПС (ОмИИТ)

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и экология»

Отчет по лабораторной работе

ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И РАСЧЕТ ОСВЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Студенты гр. 18 д :

Аубакиров Н.С.

Баканов А.И.

Брит А.В.

Бунькова Н.К.

Проверил:

Кообар А.А

Омск 2012

Цель работы:

1) ознакомиться с устройством и порядком применения имеющихся приборов для измерения освещенности на рабочих местах;

2) научиться определять освещенность на рабочих местах и давать санитарную оценку естественного и искусственного освещения (в соответствии с нормами);

3) научиться производить расчет электрического искусственного освещения производственного помещения.

1 Устройство приборов и порядок их применения

Для контроля и измерения Министерство транспорта Российской Федерации освещенности и коэффициента пульсаций освещенности применяются люксметры типа «Люксметр-пульсаметр БЖ 1/1м» (рис. 1), при необходимости измерения малых освещенностей с большой точностью – люксметр-пульсаметр семейства ARGUS, ARGUS-07 (рис. 2).

Рисунок 1 – Люксметр-пульсаметр «БЖ 1/1м» Рисунок 2 – Люксметр-пульсаметр "Аргус-07"

Принцип действия этих люксметров-пульсаметров основан на явлении фотоэлектрического эффекта (превращение световой энергии в электрическую), имеющего место при попадании света на поверхность фотоэлемента, включенного в замкнутую цепь с электрическим прибором.

Люксметр-пульсаметр «БЖ 1/1м» предназначен для измерения освещенности, создаваемой естественным и искусственным светом, источники которого расположены произвольно относительно светоприемника люксметра. Также прибор позволяет количественно оценивать качество освещения (пульсации освещенности), создаваемого лампами накаливания и Министерство транспорта Российской Федерации газоразрядньими лампами различных типов.

Прибор выполнен в настольном исполнении и состоит из двух частей: блока 1 измерителя и фотоэлемента 2. Конструктивно фотоэлемент 2 выполнен в виде разборного корпуса, внутри которого расположен светочувствительньтй элемент. Сверху на фотоэлемент могут надеваться насадки 3, осуществляющие ослабление светового потока в 10, 100 и 1000 раз.



Люксметр-пульсаметр "Аргус-07" состоит из индикаторного блока 2 в верхней части которого распологается цифровое индикаторное табло 3. В нижней части индикаторного блока посредством неразъемного соединения подключена измерительная головка 4.

Принцип работы прибора основан на преобразовании светового потока, создаваемого протяженными объектами, в непрерывный электрический сигнал, пропорциональный освещенности, который затем преобразуется аналого-цифровым преобразователем в цифровой код, индицируемый на цифровом табло индикаторного Министерство транспорта Российской Федерации блока.

В измерительной головке установлен первичный преобразователь излучения – полупроводниковый кремниевый фотодиод с системой светофильтров, формирующих спектральную чувствительность, соответствующую кривой видимости. Показания освещенности индицируются в единицах люкс в левой части, а показания коэффициента пульсации индицируюся в процентах в правой части индикаторного табло.

При подготовке к измерениям установить измерительную головку прибора в месте, где необходимо измерить освещенность и коэффициент пульсации. Индикаторньтй блок можно разместить в месте, удобном для снятия показаний с индикаторного табло. Включить прибор, для этого переключатель 1 установить в положение “ON”. При этом в левой части на цифровом табло индицируется значение освещенности в люксах (Lx) или в килолюксах Министерство транспорта Российской Федерации (кLx), в правой части табло индицируется значение коэффициента пульсации (К) в процентах.

Значения освещенности меньше 200 лк индицируются с десятыми долями процента (напрймер, показание 150.1 соответствуют 150,1 лк). Значение освещенности больше 3000 люкс индицируется в килолюксах (например, показание 30.12 соответствует 30,12 клк). Если в центре табло загорается индикатор разряда батареи “П” (питание), необходимо сменить элемент питания.

При измерении коэффициента пульсации необходимо убедиться, что освещенность, создаваемая исследуемым источником излучения, находится в пределах от 10 до 20000 лк.

2 Исследование естественной освещенности в помещениях

Таблица 1 – Измерение естественной освещенности

Разряд работ

в помещении

Измерение

освещенности

в помещении

Наружная освещен-ность

Е Н, лк

Коэффици-ент естественной освещенности

КЕО = (ЕВ / ЕН) х 100%

КЕО по нормам

СНиП 23-05-95

или [4], %

Место

замера

Е В, лк

IV б

Подоконник

75.7

Рабочее место

1м. от стены

6.6

По результатам Министерство транспорта Российской Федерации лабораторного опыта можно сделать вывод, что освещенность в учебной аудитории удовлетворяет нормам СНиП 23-05-95.

3 Исследование искусственного освещения

Таблица 2 – Измерение искусственного освещения

Номер

опыта

Разряд

работы

в помеще-нии

Размер

объекта

различе-

ния,

мм

Светлота

фона,

контраст объекта с фоном

Источник

света (лампы накали­вания или газораз­рядные)

Система

освеще-ния

Место

замера

Освещенность

Фактическая

Наимень-

шая по

нормам

[1],[3]

Е min, лк

IVб

Ср.светлот-ота. Ср.контрастность.

Лампа накалива-ния.

Общая

Рабочее место

Комбинированная

местная

Результаты опыта показывают, что фактическая освещенность исследуемого помещения не соответствует нормам как при общей, так и при комбинированной системах освещения, соответственно существует необходимость ее нормирования.

Таблица 3 – Исследование зависимости освещенности от напряжения

Тип

лампы

Освещенность, лк, при напряжении, В

Накаливания

1.6

Газоразрядная

Рис. 3 Зависимость изменения освещенности от изменения напряжения (А – для газоразрядных ламп, Б – для ламп накаливания)

По результатам эксперимента Министерство транспорта Российской Федерации видно, что изменение освещенности помещения прямопропорционально изменению напряжения в сети. Следовательно, регулирование освещенности может производится также путем изменения напряжения в сети при наличии соответствующих технических устройств.

Таблица 4 – Результаты измерения коэффициента пульсации освещенности

Система освещения

Тип источника света

Значение коэффициента пульсации Кп, %

Общая

Комбинированная

Газоразрядная

42.2

5 Ответы на контрольные вопросы.

1.Естественное освещение характеризует такой показатель как величина е, выраженная в процентах, называется коэффициентом естественной освещенности (КЕО) и определяется по формуле:

е= (ЕВ / ЕН) х 100%,

где ЕВ - горизонтальная освещенность в какой-либо точке М внутри помещения, освещаемой светом видимого через проем окна участка небосвода а,в , лк;

ЕН - одновременная освещенность наружной горизонтальной плоскости, освещаемой равномерно рассеянным светом всего Министерство транспорта Российской Федерации небосвода АВС, лк.

2.Световая среда производственных помещений при искусственном освещение характеризуется количественно-освещенностью рабочей поверхности Е,лк, и качкственно-коэффициентом пульсации освещенности Кп, % показателем ослепленности Р ,отн. ед., наличием прямой и отраженной блесткости.

3.Стробоскопический эффект- эффект пульсации света, вызывающий искажение восприятия движущихся предметов.

Стробоскопический эффект при освещении газоразрядными источниками света объясняется тем, что при включении лампы в сеть переменного тока стандартной частоты 50 Гц имеются моменты, когда в лампе нет тока и световой поток ее значительно снижается.

4. Пульсации освещенности при использовании газоразрядных ламп устраняют применением двух- или трехламповых схем включения, а также питанием токами повышенных частот, например Министерство транспорта Российской Федерации 400 Гц.

5.

Выводы:

1. Коэффициент естественной освещенности соответствует нормам.

2. Коэффициент искусственной освещенности не соответствует нормам, необходимо изменить высоту подвеса или добавить напряжение.

3. С уменьшением напряжения уменьшается освещенность.

Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 6 | Нарушение авторских прав


documentaynulmv.html
documentaynusxd.html
documentaynvahl.html
documentaynvhrt.html
documentaynvpcb.html
Документ Министерство транспорта Российской Федерации